Переедание с научной точки зрения

2 июля 2021
Время на прочтение: 3 минуты

В еде ради удовольствия, а не ради выживания, нет ничего нового. Но только за последние несколько лет исследователи пришли к глубокому пониманию того, как определенные продукты - особенно жиры и сладости - на самом деле изменяют химический состав мозга таким образом, что некоторые люди начинают чрезмерно их потреблять.

У ученых есть относительно новое название такой тяги: гедонический голод, сильное желание еды при отсутствии в ней нужды; тоска, которую мы испытываем, когда наш желудок полон, но наш мозг все еще голоден. И все больше экспертов сейчас утверждают, что гедонистический голод является одним из основных факторов, способствующих росту ожирения в развитых странах мира, где восхитительные десерты и аппетитная нездоровая пища дешевы и в изобилии.

Когда люди съедают больше калорий, чем им нужно, часть излишков откладывается в жировых клетках по всему телу. Как только эти клетки начинают увеличиваться в размерах, они начинают вырабатывать более высокие уровни гормона лептина, который проходит через кровь в мозг, приказывая гипоталамусу послать еще один поток гормонов, которые снижают аппетит и повышают активность клеток, чтобы сжечь, избавиться от лишних калорий - вернуть все в равновесие. Грелин, гормон, выделяемый из желудка, когда он пуст и уровень глюкозы (сахара) в крови низкий, оказывает противоположное действие на гипоталамус, стимулируя чувство голода.

Оказывается, чрезвычайно сладкая или жирная пища захватывает систему вознаграждения мозга примерно так же, как кокаин и азартные игры. На протяжении большей части нашего эволюционного прошлого такая высококалорийная пища была редким лакомством, которое могло бы обеспечить столь необходимое пропитание, особенно в тяжелые времена. В то время переедание сладостей и жиров, когда они были доступны, было вопросом выживания. В современном обществе, изобилующем недорогими высококалорийными продуктами, этот инстинкт работает против нас.

Исследования показали, что мозг начинает реагировать на жирную и сладкую пищу еще до того, как она попадает в наш рот. Простой вид желаемого предмета возбуждает цепь вознаграждения. Как только такое блюдо касается языка, вкусовые рецепторы посылают сигналы в различные области мозга, которые, в свою очередь, реагируют выбросом нейрохимического дофамина. Результат - сильное чувство удовольствия. Часто переедание очень вкусной пищи насыщает мозг таким количеством дофамина, что он в конечном итоге адаптируется, снижая чувствительность, уменьшая количество клеточных рецепторов, которые распознают нейрохимические вещества и реагируют на них. Следовательно, мозг переедающих требует гораздо больше сахара и жира, чтобы достичь того же порога удовольствия, которое они когда-то испытывали от меньшего количества еды.

В нормальных условиях лептин и инсулин (которых становится больше при потреблении дополнительных калорий) подавляют высвобождение дофамина и уменьшают чувство удовольствия во время еды. Но недавние исследования на грызунах показывают, что мозг перестает реагировать на эти гормоны по мере увеличения количества жировой ткани в организме. Таким образом, продолжительное питание поддерживает мозг в потоке дофамина, даже если порог удовольствия продолжает расти.

У некоторых людей вкусная еда вызывает такую ​​сильную реакцию в цепи вознаграждения мозга - и так резко меняет их биологию - что сила воли редко, если вообще когда-либо, будет достаточной, чтобы сопротивляться употреблению этих продуктов, когда они рядом. Вместо этого, говорит Лоу, «мы должны реорганизовать среду питания». С практической точки зрения это означает, что никогда не приносите в дом жирную и сверхсладкую пищу и по возможности избегайте мест, в которых их предлагают.

Своеобразная операция, которую некоторые люди с ожирением уже проходят для управления своим весом, подчеркивает важность грелина в контроле веса и дает некоторые биологические представления о том, почему многие из нас едят намного больше, чем наши физиологические потребности. Известная как бариатрическая хирургия, это последнее средство лечения, которое резко сужает желудок за счет удаления ткани или за счет такого сильного сжатия органа повязкой, что он не может вместить более пары унций пищи за раз.

В течение месяца после такой операции пациенты, как правило, в целом менее голодны и их больше не привлекает пища с высоким содержанием сахара и жира - возможно, из-за изменений в количестве гормонов, которые теперь может производить их гораздо меньший желудок. Недавние исследования с помощью сканирования мозга показали, что это снижение тяги к еде отражает изменения в нейронной системе: после операции система вознаграждения мозга гораздо слабее реагирует на изображения и произносимые названия заманчивых продуктов, таких как шоколадные пирожные, и становится повторно чувствительна к меньшему количеству дофамина.

«Идея состоит в том, что, изменяя анатомию кишечника, мы изменяем уровни кишечных гормонов, которые в конечном итоге попадают в мозг», - говорит Кимберли Стил, хирург из Медицинской школы Университета Джона Хопкинса. Несколько исследований документально подтвердили более низкие уровни стимулирующего голод грелина и повышенные уровни подавляющего аппетит пептида YY после бариатрической хирургии. Как показывают недавние эксперименты, эти гормоны действуют не только на гипоталамус, но и на цепь вознаграждения. «В долгосрочной перспективе мы, вероятно, сможем имитировать эффекты бариатрической хирургии с помощью лекарств», - говорит Бернд Шультес из медицинского и хирургического центра eSwiss в Санкт-Галлене, Швейцария. «Это великая мечта».

Закажите звонок

Оператор перезвонит вам в течение нескольких минут и подробно ответит на все ваши вопросы.

Услуги по теме

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.
Loading...
.