Задержка речевого развития

  1. Задержка речевого развития

Остеопатия – эффективнее, чем лекарства

Задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психоречевого развития (ЗПРР) – это не самостоятельные заболевания, а лишь определенные симптомы. При этом распространенность этого диагноза в последнее время носит характер эпидемии.

По данным исследований, проведенных в Тюмени, различные речевые дисфункции фиксируются у почти 50% детей (в возрасте от 1 до 16 лет). Этот процент растет с возрастом: у детей 3 лет распространенность речевых дисфункций составляет 19%, у детей 5 лет – 38%, а у 7-летних – уже больше 50%.

Симптомы задержки речевого развития у ребенка

Перечислим основные:

  • Ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не оживляется, когда к нему обращается мама.
  • В 8-9 месяцев не лепечет (не повторяет ба-ба-ба, па-па-та и т. п. сочетаний), в год на редкость тих и почти не издает звуки.
  • В полтора года не говорит и не понимает простых слов, например, «мама» или «дай», названий окружающих предметов. Не может выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».
  • В два года использует лишь несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.
  • В 2,5 года в активном словарном запасе менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела. Не может по просьбе показать на знакомый предмет или что-то принести. Не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»).
  • Трехлетнего малыша с трудом понимают даже родные. Он не говорит несложных предложений, не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
  • В три года «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов. Или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.
  • В три года говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения. Зеркально повторяет то, что говорят при нем взрослые, пусть даже к месту.

Если у ребенка наблюдается задержка речевого развития, то нарушается его психическое развитие, и к 5 годам диагноз обычно меняется на другой: задержка психоречевого развития.

Причины и классические методы лечения ЗРР и ЗПРР

Как правило, задержка речевого и психоречевого развития является следствием нарушений работы мозга, центральной нервной системы, генетических или психических расстройств. Но почему они возникают, а главное, почему все чаще в последнее время, классическая медицина объяснить не может.

В качестве терапии чаще всего назначаются лекарственные препараты, которые улучшают обменные процессы в клетках мозга, микроциркуляцию крови и проведение импульса в нервных волокнах. Такие препараты, как кортексин, актовегин, когитум, нейромультивит, лецитин, действительно способствуют восстановлению нормальной работы центральной и периферической нервной системы.

Нередко используется магнитотерапия, электрорефлексотерапия для восстановления определенных зон мозга, отвечающих за психическое и речевое развитие. Иногда подключаются и нетрадиционные методы: иппотерапия (лечение с помощью верховой езды и занятий с лошадьми), дельфинотерапия.

Важную роль играет работа дефектолога (психолога), которая направлена на повышение психического уровня развития ребенка. При этом может использоваться арттерапия (лечение с помощью рисования), музтерапия (лечение с помощью музыки), предметно-сенсорная терапия: в коре головного мозга центр речи и центр ручной моторики расположены близко, и при развитии тонкой ручной моторики, происходит развитие и речевого центра. И, конечно, необходима работа с логопедом.

Комплексное лечение у невролога, логопеда и психолога, как правило, помогает значительно улучшить основные показатели речи и психического развития в целом. Тем не менее, классические методы не выявляют и, соответственно, не устраняют ряд изначальных нарушений, которые и приводят к недоразвитию речи. Другими словами, этих методов недостаточно.

Взгляд остеопатии на задержки речевого и психоречевого развития

Согласно исследованиям, проведенным под руководством Института остеопатии СПбГУ и СЗГМУ им. И.И. Мечникова, нарушения речи у детей в 100% случаев сопровождаются и, вероятнее всего, являются следствием структурных повреждений черепа и позвоночника.

Эти повреждения чаще всего вызывают проблемы во время беременности и родов: преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период во время родов, асфиксия в родах, родовые травмы. И, возможно, именно распространение в последнее время различных методов стимуляции в родах и популярность кесарева сечения, даже без медицинских показаний, и вызывают рост числа ЗРР и ЗПРР.

Впрочем, причины могут быть и другими: бытовые, спортивные травмы, иногда даже легкий подзатыльник могут вызвать ряд нарушений в работе мозга ребенка. Результат одинаков: разные зоны мозга начинают работать неправильно или недостаточно активно. Задержки речевого и психического развития означают, что пострадали участки, отвечающие за речь и интеллект.

И здесь важно знать: структурные, механические повреждения черепа и позвоночника просто невозможно устранить с помощью лекарств, психотерапии или логопедической работы. Их можно поправить только физически, вручную. Именно этим и занимается остеопатия – человеческая механика.

Остеопатический подход в лечении ЗРР и ЗПРР

Врач-остеопат при осмотре выявляет у ребенка поврежденные в результате родов или других причин зоны и воздействует на них, восстанавливая их правильное положение и возвращая им свободу движения. Как правило, это зоны, которые больше всего травмируются в процессе родов, а именно: 1-2 шейный позвонок, шейно-грудной отдел позвоночника, затылочно-височные швы, внутрикостные повреждения самой затылочной кости, основной шов в черепе.

В результате, восстанавливается функция костной, нервной системы и кровоснабжения. Нормализуется микроциркуляция крови и метаболизм в клетках мозга. Как следствие, улучшается питание мозга, нормализуется его работа, изменяется поведение и речь. В моей практике эффективность остеопатического лечения при задержке речевого и психического развития составляет 70%. Существует и документально подтвержденная статистика.

Исследование эффективности остеопатического лечения детей с недоразвитием речи

Институтом остеопатии СПбГУ и СЗГМУ им. И.И. Мечникова совместно с Центром развития речи г. Тюмени было проведено исследование детей с диагнозом «дизартрия» – общее недоразвитие речи*. Половина детей (контрольная группа) проходила классическое лечение у невролога, логопеда и психолога, а половина (экспериментальная) – у логопеда и остеопата. Через три месяца комплексное обследование показало: остеопатическое лечение оказалось более эффективным, чем медикаментозное.

У экспериментальной группы, получавшей остеопатическое лечение, все показатели оказались лучше: эмоциональное возбуждение снизилось у 78% детей (56% в контрольной группе), неусидчивость – у 61% (45% в контрольной группе), нарушения речи – у 89% (72% в контрольной группе). Абсолютно у всех детей остеопатической группы улучшилась самостоятельная речь и состояние речевого аппарата (по сравнению с 94% и 78% детей контрольной группы).

Психоречевое развитие улучшилось у 72% (61% в контрольной группе), повысился интеллект у 56% (45% в контрольной группе), укрепилось внимание у 45% (33% в контрольной группе).

При этом у детей, которых лечили остеопаты, естественно, снизилось количество нарушений на уровне структур тела. Это позволяет надеяться, что и в будущем их развитие будет происходить более гармонично.

* По материалам статьи «Остеопатическое лечение детей с недоразвитием речи» в журнале «Российский остеопатический журнал» №3-4 за 2012 год.

Специалисты

Кривошеина Елена Николаевна

Кривошеина Елена Николаевна

Врач-оcтеопат

Наши цены

Услуга Цена
Консультация врача остеопата 3 200 руб.
Остеопатическое лечение детей с рождения до 9 лет (1 сеанс) 4 200 руб.
Остеопатическое лечение дети от 10-16 лет (1 сеанс) 5 300 руб.